?

Спросить библиотекаря

Продлить книгу онлайн

Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Поронайская централизованная

библиотечная система"

г. Поронайск, ул. Гагарина, 45.

РЕЖИМ РАБОТЫ

модельной центральной библиотеки

понедельник - пятница: 09.00-19.00

суббота - воскресенье: 09.00-17.00

БЕЗ ОБЕДА

Последний день месяца - санитарный

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

"Семейное подспорье"

Из школы в школу

В последние несколько лет стала заметна новая тенденция: дети намного чаще переходят из школы в школу. Процесс этот имеет свои психологические подводные камни. Один из них – страх и тревога родителей, которые достигают своего пика в период выбора школы для первоклассника.

Многие родители относятся к этому выбору как к экзамену без права пересдачи. То есть нужно попасть «в яблочко» по всем параметрам: и школа чтобы хорошая, и учитель подходящий, и контингент в классе на уровне, и… чего только не вставляют родители в этот список. Иногда, правда, не учитывая того, что учится в этом во всем ребенку. Так же недооценивается тот факт, что если учиться идёт первенец, для родителя знакомство со школой и всем, что с ней связано, тоже происходит впервые. А любая новая задача и деятельность требуют времени и практического опыта. Поэтому очень важно дать это время себе и ребёнку. Программа для 1-го класса примерно одинаковая во всех школах. Но в течение года или полугодия вы сможете увидеть, насколько место, куда попал первоклашка, ему подходит.

На что нужно смотреть в первую очередь?

1.    Есть ли контакт между учителем и ребёнком? В начальной школе формируется отношение к учебной деятельности. Если контакта нет, проблемы с учёбой и нежелание ходить в школу обеспечены.

2. Особенности вашего ребёнка. Первый класс преподносит сюрпризы - приятные и не очень. К приятным относится понимание, что ваш ребёнок действительно интеллектуально развит лучше, чем среднестатистический ученик, и с удовольствием учится. К неприятным - что ребёнок испытывает какие-либо трудности: невнимателен, проблемы с запоминанием, повышенная утомляемость... Скорее всего, тревожные симптомы были и раньше, но большинство родителей надеется, что к школе всё рассосётся.

Если в течение первого года учёбы что-нибудь из вышеозначенного проявилось, это вполне может стать основанием для смены школы - в сторону большей загрузки по учёбе или в сторону меньшего количества человек в классе и, как следствие, более индивидуального подхода к ребёнку. В любом случае на первом месте стоит поиск учителя. Родители за год начинают разбираться и в системах обучения, и в подходах учите-лей. С точки зрения дружеских связей переходы в другой класс в начальной школе не так болезненны, как в подростковом возрасте. Так что 2-й класс оптимален с точки зрения поиска нового, более адекватного места.

В поисках лучшей программы

Следующие смены школ обычно приходятся на 5-й и 10-й классы. Два закономерных момента изменений, связанных с переходом на новый уровень - среднее и старшее звено. Мотивы перехода на этих этапах чаще связаны с выбором школы, где ребёнку, по мнению родителей, будет лучше. Начиная с 7-го класса, переходы совершаются иногда и по инициативе детей.

Решив перевести ребёнка в другую школу, сделайте паузу и немного подумайте над этими вопросами:

  1. К чему вы стремитесь?
  2. От чего вы уходите?
  3. Как вы будете поддерживать ребёнка в ситуации перехода (если понадобится)?
  4. Что вы будете делать, если окажется, что это новое место не подходит вашему ребёнку?

Муки осознанного выбора

Если ребёнок выбрал новую школу сам, он тоже может испытывать такие переживания. Только ему сложнее в них признаться. Поэтому родителям важно объяснить ему: этот выбор - не ошибка, а жизненный опыт, помогающий лучше понять, чем действительно хочется заниматься.

Одна очень активная и самостоятельная девушка 14 лет решила перейти в школу с уклоном в журналистику. Но когда она туда попала, оказалось, что всё не так радужно, как ей представлялось. С классной отношения не сложились, что привело к спаду успеваемости по математике. Но признаться в этом родителям было стыдно, поэтому девочка просто начала прогуливать уроки, что и обнаружилось ближе к декабрю, когда классный руководитель решила позвонить маме. Последняя была в шоке, ведь до сих пор дочь была неизменно ответственна. Но именно эта ситуация стала для девочки первым серьёзным испытанием, требующим поддержки взрослых.

Если вам предстоит переход в другую школу, эта статья поможет быть более внимательным к тому, что происходит с ребёнком, и поддержать его, если понадобится. Или порадоваться тому, что всё хорошо.

Теперь пришло время обратить внимание на следующую тенденцию: родители нередко недооценивают сложность перехода в другую школу. Особенно часто это происходит с теми, кто стремится дать ребёнку всё лучшее. Качественная учёба - залог успешного будущего. Поэтому едем за границу в 12 лет и живём там без папы с мамой, зато в престижном учебном заведении. Переходим в другую школу в 13 - и нечего рыдать в подушку по ночам из-за того, что все друзья остались в старой школе. И как контраргумент на все просьбы и возражения ребёнка: «Ты сам этого хотел!»

К сожалению, я не придумываю - это реальные случаи и цитаты из обращений ко мне как к психологу. Порой доходит до полного отказа учиться, до тяжелых депрессивных состояний, когда школьник абсолютно апатичен и ничего не хочет, до психосоматических расстройств (постоянные болезни, анорексия, булимия). А всё это потому, что родители не учитывают эмоциональный фактор, особенно важный в подростковом возрасте.

Что нужно делать?

  1. Не перекладывать на ребёнка полную ответственность за этот выбор. В большинстве своём дети соглашаются с аргументами родителей про лучшие возможности и более светлое будущее. Но они не могут отвечать за то, чего не знают. Решение на самом деле ваше. И вы берёте на себя ответственность по поддержке ребёнка в адаптации к непростой ситуации.
  2. Разделить с ребёнком его переживания. Он действительно, только потеряв свой привычный мир, смог оценить, как тот ему был дорог. И начал скучать по друзьям, учителям и каким-то значимым мелочам. Важно помочь ему найти способы поддерживать кон¬такты в социальных сетях или встречаясь на каникулах. И прямо проговаривать, что да - это грустно, когда расстаёшься с чем-то хорошим, что было в жизни. А потом попробовать перекинуть мостик в новую ситуацию: а в этой школе есть хоть что-то похожее на прежнюю? А тут тебе как ребята? И опять же быть готовыми выслушать поток негатива про новых одноклассников и учителей. Ведь только после того как человек освободится от негативных переживаний, разделяя их с тем, кого любит, расчищается место для нового опыта. И наоборот: чем больше мы на все жалобы ребёнка отмахиваемся - это всё ерунда, думай о хорошем, - тем сложнее ему увидеть это хорошее и тем больше пропасть между ним и родителями.
  3. Постепенно анализировать, что в новой школе и в новой ситуации удаётся.
  4. Если за год адаптация так и не произошла и ситуация всё хуже и хуже, быть готовым рассмотреть варианты перехода в другую школу. Только важно теперь уже точно прислушиваться к пожеланиям ребёнка.

Источник: Смирнова, С. Из школы в школу / Светлана Смирнова // Здоровье школьника. - 2016. - №12. - С. 28-29.

Контакты

 

Россия, 694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина, 45

 

тел./факс: (42431) 5-23-66

тел. директора: (42431) 5-53-86

метод. отдел: (42431) 5-54-58

Email: pgo.mbuptsbs@sakhalin.gov.ru

Мы в соцсетях

12+

Яндекс.Метрика

© МБУК "Поронайская ЦБС" 2015-2024