?

Спросить библиотекаря

Продлить книгу онлайн

Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Поронайская централизованная

библиотечная система"

г. Поронайск, ул. Гагарина, 45.

РЕЖИМ РАБОТЫ

модельной центральной библиотеки

понедельник - пятница: 09.00-19.00

суббота - воскресенье: 09.00-17.00

БЕЗ ОБЕДА

Последний день месяца - санитарный

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

"Семейное подспорье"

НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ИЛИ

РЕБЕНОК И КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? С какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег?

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. А если ребенку что-то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, что это ступенька в его развитии.

Какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка?

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы. Раньше все его возможности что-то получить полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок.

Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию. Этим они подтверждают его право на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во  взрослом возрасте.

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, мы провоцируем ребенка на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми».

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.  Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний.

 

Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

 

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать. Многие родители боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится

временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия или отсутствия у него карманных денег. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить не получится.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то его проступком или настроением родителя. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую-либо провинность. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если финансовые наказания всё- таки планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен.

Например, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, в том случае, если ребенок крадет деньги у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка.

Случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием  можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги  в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями.

 

Имеет смысл подать ребенку идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги, а он отвечает сам за их хранение и наличие.

Как часто давать карманные деньги?

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Однако многие психологи считают, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной  мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить ли деньги за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Платить ли деньги за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка. Дети формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области. Позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Платить ли деньги за работу по дому?

Как научить детей правильному обращению с деньгами?

Как  родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни?

 

  • Не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • Работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

Список использованной литературы

  1. Дела семейные // Детская энциклопедия. – 2008. – № 10. – С. 32-43.
  2. Дети и деньги : Тема номера  // Няня. – 2008. – Декабрь. – С. 46-59.
  3. Забегайлова, С. Взрослые заботы и детские монетки / Светлана Забегайлова // Аистенок. – 2007. – Июнь. – С. 86-89.
  4. Колесниченко, Ю. Держи карман шире! / Юлия Колесниченко // Няня. – 2007. – Март. – С. 68-69.
  5. Руднева, Л. Дети и деньги / Лариса Руднева // Здоровье школьника. – 2016. – № 12. – С. 70-73.
  6. Шишова, Т. Л. 5 золотых для Буратино / Т. Л. Шишова // Няня. – 2006. – № 6. – С. 70-72.
  7. Штейн, А. Карманные деньги / Ася Штейн // Здоровье школьника. – 2014. – № 10. – С. 34-36.

Интернет-ресурсы

  1. Филоненко, Е.  Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога [Электронный ресурс] // https://moneypapa.ru/karmannie-dengi-vzglyad-detskogo-psyhologa/. – Режим доступа : свободный.

Презентацию подготовила: Т. С. Волшукова

Компьютерный дизайн: Т. С. Волшукова

Редактор: Л. Б. Анисимова

© МБУК «Поронайская ЦБС»

Контакты

 

Россия, 694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина, 45

 

тел./факс: (42431) 5-23-66

тел. директора: (42431) 5-53-86

метод. отдел: (42431) 5-54-58

Email: pgo.mbuptsbs@sakhalin.gov.ru

Мы в соцсетях

12+

Яндекс.Метрика

© МБУК "Поронайская ЦБС" 2015-2024